Жизнь и судьба Великого устаза
Детство устаза прошло в Илсхан-Юрте. Тогда мало кто догадывался, что один из сыновей Киши и Хеды –Кунта, не по годам задумчивый и так любивший уединение, впоследствии объединит верой тысячи горцев. Родившись в бедной семье, и много работая, ему все-таки удается выучить арабский язык. А в возрасте 20 лет Кунта Кишиев (да будет возвышена его святость) отправляется в Хадж.
К моменту возвращения шейха на родину, многолетняя Кавказская война приближалась к своему логическому завершению. Однако имам Шамиль не оставлял попыток мобилизовать горцев для продолжения войны с царизмом. Именно в этот период на политической арене Кавказа появляется Кунта Хаджи Кишиев призывающий народ прекратить войну и кровопролитие. Авторитет эвлия стал расти среди населения, который так нуждался в передышке. Это не могло не раздражать Шамиля, который вскоре начинает преследования шейха.
В Кавказской войне по оценкам специалистов, погибло 9/10-х всего населения. Противостояние Имама Шамиля с Кунта Хаджи как известно, закончился вопреки человеческой логике. Шамиль, породивший на Кавказе Газават, стал почетным гостем российского царя, и конец жизни провел в священной для мусульман Мекке. А Кунта Хаджи проповедовавший смирение и миролюбие, был арестован и оправлен в вечную ссылку в Новгородскую Губернию.
Преследования Шамиля вынудило Кунта – Хаджи отправиться в очередное паломничество в Мекку. Вернуться на родину шейху удается только после пленения Шамиля царскими властями. Здесь он усиливает свою религиозную деятельность. Вскоре Кунта - Хаджи Кишиев (да будет возвышена его святость) приобретает большое количество последователей и особое почитание народа. Благодаря деятельности шейха в ислам были обращены целые народы.
Возрастающий авторитет Кунта - Хаджи среди населения не мог не пугать царские власти, которые стали готовить почву для его ареста.
Обосновывая план ареста Кунта - Хаджи и его последователей, начальник Терской области Лорис - Меликов в своем донесении начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал- адъютанту А.П. Карцеву писал:
«Учение зикр направлением своим служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил».
Из архивной выписки государственного архива Новгородской области за 1865 год следует:
«Сослан по распоряжению Его Императорского Высочества наместника Кавказа за распространение фанатического учения «Зикр». Время ссылки - с 3 февраля 1865 года. Сослан без срока под гласный надзор. Проживает в Устюжне, постоянных занятий не имеет. Получает в месяц 1 руб. 80 коп. Женат - жена живет на родине».
В деле Кунта – Хаджи Кишиева, которое хранится в Государственном архиве Новгородской области, отсутствует фотография шейха. Существует множество изображений, принадлежащих якобы великому шейху, однако, по мнению духовенства региона только одно изображение можно считать подлинным. Сегодня Рамзан Кадыров и духовенство региона проводят огромную работу, чтобы развеять множество мифов, связанных с именем устаза.
В ссылке Кунта - Хаджи при помощи помощников не раз писал письма семье и соратникам на арабском языке. Письма тут же попадали в руки переводчиков и переводились на русский язык. Таким образом, царские власти контролировали намерения шейха. Однако даже после перевода, письма все равно не отправлялись адресатам, а застревали в канцеляриях царских ведомств
Спустя 5 лет после ареста Кунта – Хаджи Кишиева его сестра Хапта пишет письмо с просьбой освободить брата Кунту Кишиева.
Хапта Кишиева умерла в 1887 году, так и не дождавшись ответа со стороны царских властей. Сегодня в Чечне в память о ней и матери Кунты – Хаджи – Хеды построены зиярты, их именем названы улицы самых разных городов. Сам Кунта-хаджи стал одним из самых ярких религиозных деятелей 19 века. Благодаря шейху удалось прекратить кровопролитие на Кавказе и обратить в ислам целые народы. Ежегодно в республику приезжают тысячи людей, чтобы почтить память своего устаза. И даже единственный в стране Российский Исламский университет носит имя Шейха.
Седа Сапарова